Список форумов Гомельщина и война


Гомельщина и война


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Восстановление танков

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Гомельщина и война -> Воссоздание военной техники и оружия
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Николай Басенков
Администратор


Репутация: +13    

Зарегистрирован: 12.04.2016
Сообщения: 1518
Откуда: Добруш

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2017 14:25 pm    Заголовок сообщения: Восстановление танков Ответить с цитатой  

От Т-34 до КВ-1. Как белорусская семья восстанавливает легендарные танки

Что общего между танком БТ-7, который открывает парад в Минске, «тридцатьчетверкой» из музея Великой Отечественной войны и самоходкой Stug III из фильма «Пес рыжий»? Все просто: эти боевые машины отреставрированы руками механика-реставратора Владимира Якушева, который почти 20 лет своей жизни посвятил поиску и восстановлению боевой техники.


На фото: Владимир Якушев, его сыновья Максим и Алексей, а также специалист по реставрации Александр Михалуцкий.

Впрочем, список боевых машин, которым дал вторую жизнь Владимир Якушев, гораздо длиннее, и встретить их можно не только в Беларуси, но и в России, где они стали частью музейных экспозиций.

В работе Владимиру Якушеву помогают сыновья Алексей и Максим, которые вместе с отцом проводят недели в мастерской, возвращая к жизни военную технику.

Семейное конструкторское бюро

Рабочий день Владимира Якушева начинается рано: на грубом деревянном столе остывает нехитрый завтрак, в черных от въевшейся смазки руках дымится кружка чая, рядом сидят сыновья. Наверное, для каждого отца — счастье, когда дети рядом, а дело всей жизни становится общим.


Фото: Борис Проказов.
Быстрый завтрак утром — это еще и совещание маленького семейного конструкторского бюро перед началом рабочего дня.

— Когда поднимал свой первый танк БТ-7, да, тот самый, который можно увидеть на параде или в реконструкциях на «Линии Сталина», старшему было 11 лет, младшему — 10 лет, а сейчас вот у них самих дети есть, — рассказывает Владимир Якушев.

https://youtu.be/MmeYlchrzFY

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Оба сына в свое время отслужили в войсках, но по разным специальностям, один — ракетчик, второй — артиллерист, поэтому с военной техникой знакомы не понаслышке. Чтобы помогать отцу, им пришлось освоить рабочие специальности. Максим в совершенстве владеет сваркой, Алексей — мастер малярных работ.

— Тон работы всегда задает отец, он же первый обкатывает танки, — рассказывает Алексей Якушев. — Мне кажется, у него есть особенное чутье к технике, порой только он и может разобраться, как крепить тот или иной узел или почему танк отчаянно не хочет заводиться.


Владимир Якушев за работой. Фото: Борис Проказов

Сейчас Владимир работает главным механиком-реставратором на «Линии Сталина». Трудятся Якушевы вахтовым методом — восемь дней заняты на территории комплекса, затем следует перерыв.

Заболел танками после первого подъема

До того как стать одним из главных специалистов в стране по подъему и реставрации танков, Владимир Якушев работал инженером в колхозе.

Каждый день приходилось иметь дело с разнообразными механизмами: транспортеры, сушилки, трактора, комбайны — все это должно было работать с минимальными затратами на ремонт. Стоит ли говорить, что с техникой Владимир Якушев был на «ты»?


Тот самый БТ-7 на репетиции парада к 9 Мая.
Наверное, поэтому к нему обратились члены шкловского клуба «Поиск», когда потребовалось отыскать и поднять увязший в болоте в 1942 году танк БТ-7.

— Танк, по сведениям старожилов, затонул в болоте неподалеку от деревни Шибеки на месте криницы. Когда приступили к поискам, машины там не было. Тогда я подумал, что боевая машина могла закрыть собой источник, и тот мог найти себе новый путь.

Предположение оказалось верным — БТ-7 лежал в десятке метров от места поиска. Поднять машину было непросто — сильный мороз (минус 25) всякий раз сковывал жидкую грязь на месте раскопок, поэтому каждое утро перед началом работ приходилось удалять по 5−7 сантиметров льда.



Вытащить танк удалось при помощи путепрокладчика «БАТ-М», который предоставил местный колхоз. Но не всегда подходящая техника была под рукой.

Во время работы над танком Владимир Якушев заменил пожароопасный двигатель М-17 на безопасный дизель от танка ПТ-76, чтобы машина могла участвовать в парадах и исторических реконструкциях.

Работа над техникой настолько понравилась Владимиру, что он решил связать с ней свою жизнь.

На Невском пятачке

Работа в клубе «Поиск» очень быстро стала делом всей жизни для Владимира Якушева, чей опыт оценили и за пределами нашей страны. Именно ему доверили поднятие танка КВ-1, затонувшего во время переправы через Неву.


Тот самый КВ-1, который был поднят со дна реки. Фото: nortfort.ru

Танк представлял собой ценную находку — машина не была подбита артиллерийским огнем и сохранилась в том виде, как и должна была пойти в бой. Единственная трудность — это был особый, экранированный КВ-1, лоб башни которого был усилен дополнительной броней и имел внушительную толщину в 105 мм. Весила такая махина почти 60 тонн, а в распоряжении поисковиков был только ЗиЛ-157 с лебедкой с тяговым усилием в 5 тонн.

— Танк переправлялся на понтоне, и когда до берега оставалось совсем немного, в плавсредство попал немецкий снаряд. Конструкция накренилась, и тяжелый танк ушел под воду. Сам понтон мы потом нашли в 30 метрах ниже по течению. Место оказалось очень глубоким — почти 10 метров, а сам КВ-1 был занесен песком, что только утяжеляло конструкцию.


Во время подъема техники работать приходится в тяжелых условиях. Снимок сделан во время раскопок другого тяжелого танка КВ-1 под Сенно.
Чтобы вытащить танк, пришлось собирать длинный полиспаст (натягиваемая многими канатами таль, грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе), но даже с ним танк одним рывком продвигался не больше чем на метр. В итоге подъем занял почти трое суток. Сегодня этот КВ-1 — один из самых интересных экспонатов музея «Невский пятачок».

Откуда советские расчески в немецких танках

Когда спрашиваешь Владимира Якушева, какой бы он танк хотел найти, тот улыбается и неизменно отвечает: целый. Зачастую семейному «конструкторскому бюро» приходится иметь дело с разбитой, разрезанной на металл и подорванной техникой, собирая из нескольких боевых машин рабочий экземпляр.


Реплика Pz 38(t) и восстановленный КВ-1, все сделано руками команды Владимира Якушева. Фото: Евгений Ерчак.

Например, так и не удалось обнаружить хотя бы один целый Pz-38 (t), поэтому специально для «Линии Сталина» была с нуля построена реплика чешской машины.

— За все время удалось найти несколько корпусов Pz-38 (t), все они были в ужасном состоянии, но, что странно, ни одной башни мы так и не нашли. Останки двух машин лежали в Городокском районе, одной — в Полоцком. Один из танков свалился в реку с моста, опоры которого подпилили партизаны, другой провалился под лед, когда немцы ездили на нем в деревню за продуктами — внутри мы нашли куриные перья. Позже все эти танки подорвали немецкие водолазы.

Одной из самых удачных находок для Владимира Якушева стал немецкий средний танк Pz III, который провалился в болото в Витебской области. За всю боевую карьеру танк успел пройти всего 400 км, а экипаж покинул его так быстро, что оставил все вещи на своих местах.

— Внутри танка нашли несколько биноклей, один из которых был советским, рваные носки, две книги, одна — учебник для агронома, вторая — для бухгалтера. Немцы думали, когда завоюют СССР, каждый получит по участку земли, вот и осваивали гражданские специальности.


Танк Pz III. Фото: Борис Проказов

Также внутри танка лежала посылка одному из танкистов от родственников из Германии. В ней лежали расчески Ленинградского завода пластмассовых изделий, лезвия «Спутник» и Gillette, а также другие мелочи, необходимые в быту.

— Перевернутую кверху днищем немецкую «тройку» мы вытащили 22 июня, ровно в 4 часа утра. Никто не подгадывал, просто так получилось. Зацепленная тросами, она так и ползла к нам на башне, наглядно показывая, чем закончился немецкий блицкриг.

Позже танк был отреставрирован и передан в столичный Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, где рядом с Т-34, восстановленным также Владимиром Якушевым, составляет часть экспозиции.

«Ниву» для меня сварили дети

За все время руками Владимира Якушева было восстановлено или построено с нуля порядка 30 танков, почти батальон по армейским меркам. Сделанные на заказ с нуля танки можно увидеть не только на «Линии Сталина», но и в офисе минской студии разработки World of Tanks. Для белорусских разработчиков игр был построен в натуральную величину ходовой макет первого советского танка МС-1.

Особенно выделяется на фоне построенных Якушевым машин гигант КВ-1, созданный с использованием шасси ИСУ-152, про который мы сделали отдельный репортаж.

Впрочем, больших денег танки Владимиру Якушеву не принесли. Он до сих пор ездит на старенькой длиннобазной «Ниве», которая осталась у него еще со времен работы в колхозе в 2000 годах.

— Машина хорошая, проходимая, но как-то случилось, что она совсем сгнила. Тогда сын сказал: «Батя, ну если мы танк можем сделать, неужто тебе машину не сварим?». За несколько дней переварили днище, пороги. Немного усилили конструкцию, теперь хоть на рыбалку, хоть танки искать можно ехать.


Фото: Евгений Ерчак.

Танки для семьи Якушевых давно стали делом всей жизни, вместе с сыновьями отец день за днем возвращает нам историю, которую хранят проржавевшие, побитые снарядами остовы тяжелых машин.

В гостях у дедушки на «Линии Сталина» уже успел побывать внук. Посмотрев реконструкцию одного из боев во время праздника, он спокойно уснул, потому что «дедушкины танки победили всех немцев». Наверное, вот оно — главное признание.
11 февраля 2017
Денис Алдохин / 42.TUT.BY
Читать полностью: https://42.tut.by/530885

_________________
С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Николай Басенков
Администратор


Репутация: +13    

Зарегистрирован: 12.04.2016
Сообщения: 1518
Откуда: Добруш

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2017 19:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой  

22 подбитых танка за 30 минут боя. Как подвиг танкиста Колобанова увековечили под Минском

Ровно 75 лет назад танкист Зиновий Колобанов с одним КВ-1 встал на пути немецких войск, рвавшихся к Ленинграду. Советский танк стал той скалой, о которую разбилась стальная волна 6-й танковой дивизии вермахта.


Зиновий Колобанов. Фото: wikipedia.org

За 30 минут боя экипаж Колобанова подбил 22 танка противника. На броне КВ-1 не осталось живого места — в советскую машину попало 114 вражеских снарядов.

К годовщине подвига отважного танкиста реставраторы историко-культурного комплекса «Линия Сталина» воссоздали тяжелый танк КВ-1, найденный в болоте у деревни Тесище Сенненского района Витебской области.



В военные годы подвиг Зиновия Колобанова не получил широкой огласки, а за бой вместо «Золотой Звезды» Героя, к которой его представили, он получил орден Красного Знамени.

После войны Колобанов остался служить в Белорусском военном округе, затем уволился в запас и работал на Минском автозаводе. Самого танкиста не стало в 1995 году, но память о нем живет до сих пор.


Фото: Евгений Ерчак

Сегодня во многом благодаря игре World of Tanks имя белорусского героя знают миллионы людей по всему миру, а настоящий танк КВ-1 с боевыми шрамами от немецких снарядов теперь можно увидеть на ИКК «Линия Сталина».

Год назад 42.TUT.BY провел три дня с поисковиками на подъеме этой уникальной машины, а сегодня узнал все подробности ее оживления.

Редкий танк пытались сдать на металлолом

В начале восстановительных работ специалисты столкнулись с многочисленными трудностями — целой поднять удалось только башню, а от корпуса остался только кусочек передней части с остатками трансмиссии, местом механика-водителя и лобовой броней, хранящей отметки попаданий противотанковых орудий.



— Танку изрядно досталось: на башне мы нашли с десяток отметок от бронебойных снарядов и пуль крупнокалиберного пулемета, — рассказал исполнительный директор «Линии Сталина» Александр Метла, — а в лобовом листе корпуса, прямо над местом механика-водителя, — вмятину от попадания снаряда 50-мм противотанковой пушки.


Отметка в нижнем лобовом листе танка от снаряда 50-мм немецкой пушки.

В далеком 41-м танкисты не смогли достать застрявший танк из болота и подорвали его. Тяжелая башня отлетела на несколько метров и утонула в болоте, благодаря чему сохранилась до наших дней.

— Часть корпуса осталась над водой, и после войны ее срезали на металл. Это было сделано после того, как не удалось вытянуть из воды сам танк, — с сожалением в голосе рассказывает Александр Метла, — мы нашли на корпусе порванный стальной трос. Обидно, что такая машина полностью не сохранилась до наших дней.

Действительно, есть о чем жалеть, пущенная на металл часть корпуса принадлежала уникальному танку образца 1940 года с пушкой Л-11, таких было собрано не более 64 штук.

Донор для КВ

— Найти непострадавший корпус танка КВ-1 оказалось невыполнимой задачей, как и ходовую часть от Су-152, также построенных на базе этого тяжелого танка. Из этой трудной ситуации нас выручили представители Белорусской железной дороги, подарившие тягач, изготовленный на базе ИСУ-152.

Эта самоходка была создана на базе тяжелого танка ИС. Моторно-трансмиссионное отделение и ходовая часть ИС-1 и КВ-1 имели много общего. Танк, можно сказать, восстанавливали всем миром: вторую ИСУ-152 отдал военпром, сталью помогла «Универсальная Горно-Металлургическая Компания», принимало участие в восстановлении и предприятие МАЗ-МАН.


ИСУ-152, превращенная в тягач. Фото: «Линия Сталина».

После того как были найдены необходимые элементы конструкции, за танк принялись специалисты по реставрации танков Александр Микалуцкий и Владимир Якушев.



— Работы предстояло немало, чтобы добиться соответствия с историческим прототипом, пришлось срезать рубку и часть корпуса, затем вырезать необходимые для восстановления детали, — рассказывает Владимир Якушев. — В ходе работ мы заметили, что на заводе, где изготавливался танк, откровенно халтурили — отверстия для болтов были просверлены неправильно, а сами болты в них просто заваривались при сборке.

Немцам оставалось 20 минут до Ленинграда

Заместитель министра обороны Игорь Лотенков отметил, что подвиг танкистов Зиновия Колобанова уникален. Никогда еще роте танков не удавалось полностью уничтожить батальон.


Фото: Евгений Ерчак

— Немцам до Ленинграда оставалось не более 20 минут, когда на их пути встали несколько тяжелых машин, которыми командовал Зиновий Колобанов. Во время боя под совхозом «Войсковицы» было уничтожено 43 танка противника, и немцам не удалось с ходу ворваться в городские предместья. Этот бой говорит и о гении советских конструкторов: КВ-1 получил множество попаданий, был разбит прицел, приборы наблюдения, заклинило башню, но танк продолжал сражаться.

Медаль Колобанова и «Мир танков»

Историческая составляющая всегда была важна для компании Wargaming. Благодаря игре World of Tanks многократно возрос интерес к истории и подвигам советских танкистов.


Фото: Евгений Ерчак

— Когда мы узнали, что «Линия Сталина» восстанавливает легендарную советскую машину КВ-1, мы с удовольствием приняли участие в этом проекте, — рассказал разработчик минской студии разработки World of Tanks Константин Никифоров. — Wargaming уже давно в рамках инициативы «Помним все» содействует реставрации легендарных образцов военной техники и возрождению интереса к истории, используя современные технологии.

По словам Никифорова, КВ-1 пользуется большой популярностью у игроков, а медаль Колобанова, где изображена эта машина, — заветный трофей в игре. В регионе с доменом ru в день зарабатывается всего около 1500 таких медалей при общем количестве регистраций игроков в 40 млн. Это очень редкий отличительный знак в «танках».

Дед никогда не говорил о войне

На презентации присутствовал и внук знаменитого героя-танкиста Александр Колобанов. По его словам, дед редко говорил о войне.


Фото: Евгений Ерчак
Внук и правнук Колобанова на фоне танка КВ-1. На таком же воевал их героический предок.

— Мой дед был скромным человеком, никогда не бравировал, не хвастал своим подвигом и редко говорил о войне, хотя мы знали о его наградах. Хотя Зиновий Колобанов был веселым человеком, когда говорил о войне, становился очень грустным. При жизни мало кто знал о его подвиге, а сам дед не старался о нем рассказывать. Конечно, сейчас бы ему было приятно, и мне жаль, что он не увидел этого момента.

Вторая жизнь КВ-1

После почти пяти месяцев сложных работ уникальный танк получил вторую жизнь. Неискушенному взгляду трудно отличить воссозданную машину от оригинала. По словам Александра Метлы, от оригинала этот КВ-1 отличают лишь несколько незначительных деталей.


Фото: Евгений Ерчак

— Памятники бывают разные, одни стоят на постаментах с мраморными табличками, которые читает не каждый прохожий, а есть живые, как наш КВ-1. Танк будет принимать участие в исторических реконструкциях, раз за разом воссоздавая историю и подвиг наших прадедов.


Фото: Евгений Ерчак

И в подтверждение его слов перед гостями комплекса было разыграно настоящее сражение.

… Далекий 1941 год, еще одна безымянная высота и одно из сотен сражений, разыгравшихся в первые дни Великой Отечественной. Немецкая разведка подготовила засаду, в которую угодила колонна советских войск. Под пулями гитлеровцев пехота бросается врассыпную и залегает.

Чтобы спасти солдат, на позиции противника в лобовую атаку бросается Т-34, но его подбивает меткий выстрел замаскированной вражеский пушки. Тем временем еще два немецких танка обходят пехоту с двух сторон и зажимают в клещи.


Фото: Евгений Ерчак

Казалось бы, конец неминуем, но в это время сквозь дым появляется силуэт бронированного гиганта КВ-1. Град выстрелов обрушивается на броню советского гиганта, не причиняя ей особого вреда. Вскоре оба немецких танка подбиты, и воодушевленная пехота сминает в рукопашной гитлеровцев. Под аплодисменты публики диктор объявляет: «Победа!».

Читать полностью: https://42.tut.by/508863
20 августа 2016
Денис Алдохин / 42.TUT.BY / Фото: Евгений Ерчак
_________________
С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Гомельщина и война -> Воссоздание военной техники и оружия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Flag Counter


Powered by phpBB © 2001 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

Chronicles phpBB2 theme by Jakob Persson (http://www.eddingschronicles.com). Stone textures by Patty Herford.