Сбитый в 1944 году во время операции «Багратион» советский легкий истребитель упал в лесу, километрах в семи от деревни Погонцы Светлогорского района. Место его нахождения Александру Гумовскому, сотруднику Музея военной истории, сообщили местные жители.
Легендарный одноместный Ла-5 пользовался большой популярностью во время войны, ведь он был оснащен мощным двигателем, отличался маневренностью, легкостью и дешевизной – корпус самолета изготавливали из фанерного шпона.
Инициаторами подъема стали Иван Гордейчик, председатель Белорусского общественного объединения ветеранов, и Сергей Азаронок, директор Государственного музея военной истории. Извлечением же фрагментов из земли занимались сотрудники музея и члены поисковой группы гомельского военно-патриотического клуба «Честь».
– Общественное объединение ветеранов уже третий год реализует экспозиционно-выставочный проект «Помним! Гордимся!», посвященный 75-летию освобождения Беларуси и юбилею Великой Победы, – рассказал Сергей Азаронок. – Наша первая и главная задача – установить имена погибших воинов. Кроме того, мероприятия подразумевают пополнение музейного фонда, подъем и возможное восстановление военной техники. Ведь каждый обнаруженный на местах былых боев танк, каждый сбитый самолет имеют собственную трагическую боевую историю.
От корпуса Ла-5, найденного в Светлогорском районе, остались лишь небольшие фрагменты фанерного шпона, покрытого защитной зеленой краской. Зато неплохо сохранились двигатель и системы жизнеобеспечения самолета. Некоторые металлические детали выглядят так, будто только вчера сошли с заводского конвейера.
– Двигатель тщательно очищен, найден его заводской номер. Это позволяет отправить запрос в Центральный архив министерства обороны России для установления личности пилота, который, скорее всего, до сих пор числится пропавшим без вести, – считает Сергей Иванович.
К сожалению, никаких предметов, позволяющих идентифицировать летчика, на месте падения самолета не нашлось. Но поиски продолжаются.
Самолетные шасси, двигатель, фрагменты бронеспинки кресла пилота, шестерни, храповой механизм – все это пополнит коллекцию Музея военной истории.
– Музей приложит все силы и возможности для восстановления самолета, имеющего славную боевую историю. Подлинные фрагменты вложат в него душу, это будет не обезличенная реплика, а боевая машина с ее героическим путем, который трагически оборвался, – заверил Сергей Азаронок.
Фото предоставлены Музеем военной истории
_________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Работа поисковых отрядов на территории Светлогорского района с каждым днем приносит новые результаты, которые открывают нам имена героев войны, отдавших жизнь в сражениях за нашу независимость и свободу.
Не так давно, в результате совместной работы сотрудников Государственного музея военной истории, Республиканского общественного объединения ветеранов и поисковиков Гомельской области в районе деревни Язвин обнаружены останки советского истребителя Ла-5 с погибшим летчиком на борту. Для того, чтобы извлечь их из земли (останки находились на глубине 4-х метров) были привлечены персонал и техника Светлогорского ПМС.
По словам очевидцев, весь самолет поместился в ковш «Амкодора», так сильно он пострадал от поражения снарядами и от 75-летнего нахождения в земле. Двигатель самолета был доставлен на базу Светлогорского ПМС и отмыт от грязи. На нескольких фрагментах отчетливо удалось прочитать серийный номер. В настоящий момент все сохранившиеся данные направлены официальным запросом в г. Подольск в архив Министерства обороны Российской Федерации для установления личности погибшего героя и его боевого задания, ставшего для него последним.
Фото: Вадим Кондрашонок, «СН» _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Всем Привет, скажу от себя по поводу этого подъёма остатков самолёта, в газетных статьях ясно говорится что поисковики из Гомеля помогли провести работы для специалистов другой области, куда и заберут исторические военные находки, а это части не установленного самолёта. Которые могли пополнить музей данного района где они были найдены. Так же не понятно из статей о останках лётчика. Может я не прав.. Может газетчики исказили, может что то не договорено... Но читая такую информацию... не понимаю этих действий. Почему исторические находки забирают с нашей области и с наших районов? И почему этому помогают наши поисковики?
Добавлено: Чт Окт 17, 2019 9:05 am Заголовок сообщения:
Полностью поддерживаю! Там на верху..., штатные работники музеев, они получают зарплаты, командировочные, премии... Почему бы им самим заняться изучением, документов, опросом местных жителей, самим найти эти места гибели техники, самим поднять все это и т. обр. пополнить свой музей.
А тут получается проделай громадный труд по установлению места, окажи помощь и результат..., все уехало!!!
Такая же ситуация и с воинскими захоронениями - ищем, устанавливаем места и отдаем (места захоронений) 52-му оспб (им по законодательству можно производить поисковые работы, а мы только им помогаем и, согласно инструкции о совместных работах, полностью подвластны им. Экспонаты, найденные в ходе работ также уходят неизвестно куда - военкомат руководит, а для общественных музеев ничего не остается).
Как-то обидно всё таки.... _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Добавлено: Сб Окт 19, 2019 8:54 am Заголовок сообщения:
Спасибо Саша!
Молодцы, дружно поработали и сделали свое дело только, очевидно, не до конца...
Но вся эта работа на "дядю". _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Добавлено: Вс Окт 20, 2019 8:03 am Заголовок сообщения:
Не будем ругаться и доказывать один одному (труд ваш уважаю, мне тоже помогали в свое время).
Вот только такая цитата из газеты немного беспокоит: - Не так давно, в результате совместной работы сотрудников Государственного музея военной истории, Республиканского общественного объединения ветеранов и поисковиков Гомельской области в районе деревни Язвин обнаружены останки советского истребителя Ла-5 с погибшим летчиком на борту.
Летчик то в яме остался!
У вас получилось - главное достать железки.
Ну а "на дядю" - это уже дело вашей совести.... Как хотите. Мой самолет полностью остался в гомельской области. Из таких обломков самолеты не восстанавливают.
Минские сюда вряд ли чтобы приехали. А как правило на местах гибели самолетов устанавливали памятные знаки. _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Приветствую Васильевич!! Мне не понятно по чему вообще эта тема у нас фигурирует? Дело сделано плохо, тем более там наше объединение не участвовало... К чему это мне не понятно(((В этой теме только видно что можно делать что хочешь и тебе нихера не будет, ведь мы делаем историю!!!
Добавлено: Вс Ноя 03, 2019 8:13 am Заголовок сообщения:
Ну во-первых - эта тема размещена на форуме "Подъем техники в РБ", тем более самолет в Гомельской обл.
Во-вторых - надо же показывать тоже как не надо делать.
Все это для общего понятия, а работы Объединения здесь не касается. _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах