Гомельское областное поисковое общественное объединение "Нiколi не забудзем" официальный сайт: http://nikolinezabudzem.www.by/
Нiколi не забудзем
Людей, которые ищут солдат РККА питаясь святым духом в природе нет, наша работа государством не финансируется, всё что мы делаем, делаем по собственной воле и за свой счет, в свободное от основных занятий время, и упрекать нас в этом не надо.
Добавлено: Пт Май 06, 2016 17:34 pm Заголовок сообщения: Указ Президента РБ №109 от 24.03.2016
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 марта 2016 г. № 109
Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн
В целях совершенствования деятельности по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн п о с та н о вл я ю:
1.Утвердить прилагаемое Положение об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн.
2.Признать утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 30 ноября 1994 г. № 231 «Об улучшении работы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн в Республике Беларусь» .
3.Совету Министров Республики Беларусь:
в шестимесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом;
ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать необходимые средства на реализацию мероприятий, связанных с увековечением памяти о погибших при защите Отечества и сохранением памяти о жертвах войн.
4.Облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно при формировании проектов областных бюджетов и бюджета г. Минска на очередной финансовый год предусматривать необходимые средства на реализацию мероприятий, связанных с увековечением памяти о погибших при защите Отечества и сохранением памяти о жертвах войн.
5.Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
24.03.2016 № 109
ПОЛОЖЕНИЕ
об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящим Положением определяются основы государственной политики и полномочия государственных органов в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн, основные формы этой деятельности, организации поисковой работы в целях выявления неучтенных воинских захоронений и захоронений жертв войн, установления данных о погибших.
2.В настоящем Положении используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года «О погребении и похоронном деле» в редакции Закона Республики Беларусь от 8 января 2015 года , международными договорами Республики Беларусь в военно-мемориальной сфере (далее – международный договор), а также следующие термины и их определения:
архивно-исследовательские работы – составная часть поисковой работы, связанная с изучением архивных документов и других информационных источников для установления данных о погибших при защите Отечества и жертвах войн, местах их захоронения;
жертвы войн – лица из числа гражданского населения, погибшие насильственной или преждевременной смертью в результате военных действий воюющих сторон, карательных и иных акций, осуществляемых в ходе войн и вооруженных конфликтов;
захоронения иностранных военнослужащих – места захоронения на территории Республики Беларусь военнослужащих противоборствовавшей стороны, погибших (умерших) в ходе военных действий или в плену;
локализация захоронений иностранных военнослужащих – извлечение останков иностранных военнослужащих, проводимое в соответствии с международными договорами силами специализированной поисковой воинской части по решениям местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня с информированием, а при необходимости и с участием представителей уполномоченных государственных органов иностранных государств, для их передачи заинтересованной стороне или их захоронения в местах, согласованных обеими сторонами;
международное сотрудничество в военно-мемориальной сфере – работа по обеспечению сохранности воинских захоронений и другие мероприятия, проводимые в соответствии с международными договорами совместно с представителями уполномоченных государственных органов иностранных государств;
неучтенные воинские захоронения, захоронения жертв войн – воинские захоронения, захоронения жертв войн, не состоящие на государственном учете;
обустройство воинских захоронений и захоронений жертв войн – обозначение границ захоронений, установка надмогильных сооружений, нанесение на них имен погибших;
первичный учет воинских захоронений, захоронений жертв войн – составление паспорта захоронения, подготовка предложений о постановке захоронения на государственный учет;
погибшие при защите Отечества – лица, находившиеся в составе вооруженных сил, других войск и воинских формирований, органов и организаций, погибшие (умершие) или пропавшие без вести в ходе войн и вооруженных конфликтов при исполнении воинского (гражданского) долга по защите Отечества и его интересов, при оказании вооруженного и иных форм сопротивления противнику, а также военнопленные, не утратившие своей чести и достоинства, не изменившие Родине;
поисковая работа – проведение архивно-исследовательских и полевых поисковых работ в целях увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн;
полевые поисковые работы – составная часть поисковой работы, связанная с раскопками неучтенных воинских захоронений и захоронений жертв войн, проводимая для установления данных о погибших, последующего захоронения останков (обозначения границ захоронения);
содержание воинских захоронений и захоронений жертв войн – обеспечение сохранности захоронений, поддержание их в надлежащем порядке;
сохранение памяти о жертвах войн – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций, общественных объединений и граждан, направленная на формирование уважительного отношения к событиям военной истории государства, повлекшим массовые жертвы среди гражданского населения в ходе войн и вооруженных конфликтов;
специализированная поисковая воинская часть – воинская часть Вооруженных Сил Республики Беларусь, предназначенная для организации и проведения полевых поисковых работ;
увековечение памяти о погибших при защите Отечества – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций, общественных объединений и граждан, направленная на сохранение уважительного отношения к погибшим при защите Отечества, их мужеству и героизму;
уполномоченная организация Вооруженных Сил Республики Беларусь – организация Вооруженных Сил Республики Беларусь, предназначенная для координации работы государственных органов, государственных и иных организаций, общественных объединений и граждан в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн.
3.Финансирование деятельности по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 2
УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ О ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
4.Государственные органы принимают меры по увековечению памяти о погибших при защите Отечества, захороненных на территории Республики Беларусь, а также постоянно проживавших и (или) призванных на военную службу в пределах границ Республики Беларусь и захороненных на территории иностранных государств.
5.Основными формами увековечения памяти о погибших при защите Отечества являются:
5.1.государственный учет, обустройство и содержание воинских захоронений;
5.2.внесение данных о погибших при защите Отечества, местах их захоронения в автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь», районные (областные) автоматизированные банки данных «Книга Памяти»;
5.3.создание музеев, в том числе мемориальных комплексов, установка памятников и памятных знаков в соответствии с законодательством о культуре;
5.4.распространение в средствах массовой информации информационных сообщений и (или) материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, организация выставок, посвященных их подвигам;
5.5.присвоение имен погибших при защите Отечества географическим объектам и организациям в соответствии с законодательными актами о наименованиях географических объектов;
5.6.зачисление погибших при защите Отечества навечно в списки подразделений воинских частей, военных учебных заведений в соответствии с законодательными актами об обороне.
6.К воинским захоронениям относятся:
6.1.воинские кладбища – воинские захоронения, состоящие из нескольких братских и (или) индивидуальных могил;
6.2.воинские участки кладбищ – воинские захоронения на специально выделенных участках кладбищ;
6.3.братские могилы – компактные воинские захоронения, имеющие общее надмогильное сооружение;
7.Государственные органы принимают меры по сохранению памяти о жертвах войн, захороненных на территории Республики Беларусь, а также постоянно проживавших в пределах границ Республики Беларусь и захороненных на территории иностранных государств.
8.Основными формами сохранения памяти о жертвах войн являются:
8.1.государственный учет, обустройство и содержание захоронений жертв войн;
8.2.внесение данных о жертвах войн, местах их захоронения в автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь», районные (областные) автоматизированные банки данных «Книга Памяти»;
8.3.нанесение имен погибших на надмогильные сооружения;
8.4.сохранение и обустройство отдельных территорий и объектов, связанных с событиями военной истории государства, повлекшими массовые жертвы среди гражданского населения.
ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ, ОБУСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ И ЗАХОРОНЕНИЙ ЖЕРТВ ВОЙН
9.Воинские захоронения и захоронения жертв войн (далее, если не указано иное, – захоронения погибших в ходе войн) подлежат государственному учету.
Первичный учет захоронений погибших в ходе войн ведется местными исполнительными и распорядительными органами, а воинских захоронений, находящихся на территориях иностранных государств, – дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь.
Государственный учет захоронений погибших в ходе войн ведется Министерством обороны.
10.Инвентаризация захоронений погибших в ходе войн проводится в соответствии с законодательством в области погребения и похоронного дела. Особенности инвентаризации захоронений погибших в ходе войн устанавливаются Министерством обороны по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
11.В случае обнаружения останков погибших в ходе войн лица, их обнаружившие, информируют об этом местный исполнительный и распорядительный орган для принятия мер в соответствии с настоящим Положением, а также приостанавливают работы (если останки погибших в ходе войн были обнаружены при их проведении) до завершения полевых поисковых работ.
12.Обустройство захоронений погибших в ходе войн, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ, производится в местах нахождения останков или иных местах, определяемых решением местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня.
13.Для обеспечения сохранности захоронений погибших в ходе войн местными исполнительными и распорядительными органами устанавливаются охранные зоны (границы захоронения), зоны охраны ландшафта (если границы захоронения не обозначены).
Обеспечение сохранности захоронений погибших в ходе войн, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, регулируется законодательством о культуре.
14.Организация работ по содержанию захоронений погибших в ходе войн, расположенных на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется администрацией зон отчуждения и отселения.
ГЛАВА 5
ПОИСКОВАЯ РАБОТА
15.Архивно-исследовательские работы проводятся государственными органами, государственными и иными организациями, общественными объединениями и гражданами.
Данные о погибших в ходе войн, установленные при проведении архивно- исследовательских работ, вносятся в автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь» и районные (областные) автоматизированные банки данных «Книга Памяти».
Информация о выявленных неучтенных захоронениях погибших в ходе войн направляется местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня в специализированную поисковую воинскую часть для включения их в планы проведения полевых поисковых работ.
Обеспечение сохранности выявленных неучтенных захоронений погибших в ходе войн до решения вопроса о постановке их на государственный учет (проведении полевых поисковых работ) возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы.
16.Полевые поисковые работы проводятся специализированной поисковой воинской частью во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами, военными комиссариатами.
Полевые поисковые работы, за исключением осуществляемых на территориях археологических объектов и памятников археологии, могут проводиться с участием членов общественных объединений и граждан в порядке, определяемом Министерством обороны.
17.Захоронение останков погибших в ходе войн, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ, осуществляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа работниками специализированных организаций в течение шести месяцев с даты передачи останков. Останки подлежат захоронению в гробах, урнах с прахом (пеплом) после кремации.
Организация отдания воинских почестей при погребении осуществляется в соответствии с законодательными актами.
18.При установлении по результатам проведения полевых поисковых работ персональных данных о погибших при защите Отечества должностными лицами уполномоченной организации Вооруженных Сил Республики Беларусь, соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов с участием членов общественных объединений и граждан проводится поиск их родственников в целях доведения до них информации о судьбе погибшего, месте и времени захоронения.
19.Находки, обнаруженные при проведении полевых поисковых работ, передаются специализированной поисковой воинской частью:
19.1.останки погибших – в местные исполнительные и распорядительные органы для последующего захоронения в соответствии с настоящим Положением;
19.2.оружие и боеприпасы – в органы внутренних дел в соответствии с законодательством об оружии;
19.3.награды – в военные комиссариаты для последующей передачи в уполномоченные государственные органы или родственникам погибших в соответствии с законодательством о государственных наградах;
19.4.документы, медальоны и личные вещи погибших – в военные комиссариаты для последующей передачи родственникам погибших;
19.5.изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, лом изделий из драгоценных металлов, за исключением изделий, указанных в подпунктах 19.3 и 19.4 настоящего пункта, – в уполномоченное структурное подразделение Министерства финансов в соответствии с законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
19.6.иные предметы, не позволяющие установить их принадлежность конкретному погибшему, документы, медальоны и личные вещи погибших, родственники которых не установлены, – в военные комиссариаты для последующей передачи музеям для укомплектования музейных фондов, иного использования в целях гражданско- патриотического воспитания или уничтожения.
Информация об обнаружении взрывоопасных предметов передается в территориальные органы внутренних дел или военные комиссариаты для принятия мер по их охране, обезвреживанию (уничтожению) в порядке, установленном законодательными актами о мерах по обнаружению, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов и взрывных устройств.
20.Извлечение останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе работ по поиску и подъему вооружения и военной техники времен войн, проводимых организациями, которым законодательством предоставлено право на проведение таких работ, осуществляется специализированной поисковой воинской частью.
21.Лица, виновные в нарушении порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 6
ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ О ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА И СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ ВОЙН
22.Совет Министров Республики Беларусь:
22.1.участвует в разработке и реализации государственной политики в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн;
22.2.принимает государственные программы по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн, осуществляет контроль за их реализацией;
22.3.осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и другими актами законодательства.
23.Министерство обороны:
23.1.организует и координирует работу государственных органов, государственных и иных организаций, общественных объединений и граждан по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн;
23.2.разрабатывает совместно с заинтересованными государственными органами государственные программы по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн, выполняет функции заказчика – координатора указанных программ;
23.3.определяет порядок:
государственного учета захоронений погибших в ходе войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь;
формирования и ведения автоматизированного банка данных «Книга Памяти Республики Беларусь», районных (областных) автоматизированных банков данных «Книга Памяти»;
23.4.по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства устанавливает особенности инвентаризации захоронений погибших в ходе войн;
23.5.проводит архивно-исследовательские работы по сбору информации о неучтенных воинских захоронениях, установлению данных о погибших, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ;
23.6.ведет государственный учет захоронений погибших в ходе войн, регистрацию захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь, а также государственный учет воинских захоронений, находящихся на территориях иностранных государств;
23.7.проводит работу по подготовке проектов международных договоров и их заключению, участвует в их реализации;
23.8.организует деятельность специализированной поисковой воинской части, проведение полевых поисковых работ, а также работы по локализации захоронений иностранных военнослужащих;
23.9.ведет автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь»;
23.10.рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам установления данных о погибших в ходе войн;
23.11.осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и другими актами законодательства.
24.Министерство иностранных дел:
24.1.участвует в разработке государственных программ по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн;
24.2.осуществляет взаимодействие с иностранными государствами по вопросам содержания и благоустройства воинских захоронений в соответствии с международными договорами;
24.3.способствует поиску данных о погибших при защите Отечества, местах их захоронения через дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь;
24.4.оказывает содействие Министерству обороны в ведении государственного учета воинских захоронений, находящихся на территориях иностранных государств;
24.5.участвует в разработке проектов международных договоров о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях иностранных государств, и захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь, а также в организации мероприятий по международному сотрудничеству в военно-мемориальной сфере.
25.Местные исполнительные и распорядительные органы:
25.1.участвуют в разработке государственных программ по увековечению памяти о погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн;
25.2.ведут первичный учет захоронений погибших в ходе войн, регистрацию захоронений иностранных военнослужащих на соответствующей территории;
25.3.проводят мероприятия по обустройству и содержанию захоронений погибших в ходе войн, уходу за захоронениями иностранных военнослужащих в соответствии с международными договорами;
25.4.ведут районные (областные) автоматизированные банки данных «Книга Памяти», участвуют в формировании автоматизированного банка данных «Книга Памяти Республики Беларусь»;
25.5.осуществляют сбор информации о неучтенных воинских захоронениях, проводят архивно-исследовательские работы в целях установления данных о погибших в ходе войн, местах их захоронения;
25.6.принимают решения о разрешении проведения полевых поисковых работ, работ по локализации захоронений иностранных военнослужащих;
25.7.организуют захоронение останков погибших в ходе войн, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ;
25.8.осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и другими актами законодательства.
26.Иные государственные органы, государственные организации самостоятельно либо совместно с государственными органами, указанными в пунктах 23–25 настоящего Положения, могут участвовать в реализации государственной политики в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн в пределах полномочий, предоставленных законодательством.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 24 марта подписал Указ № 109 "Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн".
Указ определяет основы государственной политики в этой сфере, уточняет основные формы такой деятельности, расширяет полномочия государственных органов. Конкретные задачи поставлены перед Правительством, Министерством обороны, Министерством иностранных дел и иными государственными организациями.
Кроме того, документом устанавливается порядок учета и инвентаризации захоронений погибших в ходе войн.
Ранее вопросы увековечения памяти защитников Отечества и жертв войн регламентировались большим количеством нормативных правовых актов, имеющих при этом различный понятийный аппарат. Указ № 109 приводит терминологию в соответствие с действующим национальным законодательством и международными договорами Беларуси.
Реализация норм Указа позволит также унифицировать законодательство в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн с соответствующим законодательством государств - участников СНГ.
Документ вступает в силу после его официального опубликования.
Добавлено: Вс Май 08, 2016 7:17 am Заголовок сообщения:
увековечение памяти о погибших при защите Отечества – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций, общественных объединений и граждан, направленная на сохранение уважительного отношения к погибшим при защите Отечества, их мужеству и героизму;
сохранение памяти о жертвах войн – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций, общественных объединений и граждан, направленная на формирование уважительного отношения к событиям военной истории государства, повлекшим массовые жертвы среди гражданского населения в ходе войн и вооруженных конфликтов; _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
telegram канал https://t.me/zxccvbnm7890
Мы часто повторяем слова о том, что война не закончена, пока не похоронен ее последний солдат. Звучит красиво и эмоционально. Но возможно ли в реальности сделать так, чтобы каждый сложивший голову на поле боя воин–защитник нашел свой последний приют с конкретным адресом и указанием имени и фамилии, чтобы каждая жертва войны была не только подсчитана, но и названа? Надо признать: вряд ли такое достижимо. К огромному сожалению. Однако стремиться к тому, чтобы не допустить беспамятства в мире, стране, обществе, в сердцах, мы и можем, и должны. Об этом еще раз говорит Указ Президента от 24 марта 2016 года № 109 «Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войны». Указ утверждает соответствующее положение, которое определяет основы государственной политики в данной сфере, дает подробное описание форм увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн, организации поисковой работы по выявлению неучтенных воинских захоронений и захоронений жертв войн и установлению данных о погибших. В соответствии с документом государственный учет воинских захоронений и захоронений жертв войн поручен Министерству обороны, оно же организует и координирует соответствующую работу. О наиболее важных аспектах подписанного Главой государства документа, его влиянии на живую практику мы беседуем с начальником управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн полковником Сергеем Вороновичем и начальником отдела этого управления Виктором Тараном.
— Чем все–таки продиктовано принятие Указа № 109? Ведь работа по увековечению памяти погибших защитников Отечества сегодня ведется достаточно активно и эффективно.
Сергей Воронович: Конечно, идет большая работа. Но до сих пор она регулировалась законодательными актами, разработанными в 1990–х годах. С тех пор многое изменилось. Например, расширились возможности для архивно–исследовательских поисков. Сейчас на портале pamyatnaroda.ru размещено около 50 миллионов сканов документов, содержащих сведения на 2 миллиона погибших и пропавших без вести из 8,5 миллиона безвозвратных потерь действующей армии периода Второй мировой войны, представления к награждению орденами и медалями, другие документы, позволяющие установить судьбы бойцов и командиров Красной Армии.
Принятым новым положением терминология и организация работы приводятся в соответствие с международными договорами и другими действующими в стране законодательными актами. Это очень важный аспект, поскольку предусматривается дальнейшая инвентаризация захоронений погибших в ходе войн с целью мониторинга состояния, регистрация захоронений иностранных военнослужащих, введен также термин и определен порядок локализации захоронений иностранных военнослужащих. Так, на территории Беларуси погибли и пропали без вести примерно 200 тысяч немецких солдат периода Второй мировой войны. При обнаружении их останки переносятся у нас на два сборных кладбища — возле Березы и в Осиповичском районе.
Кроме того, мы можем говорить о законодательном разделении применявшегося ранее термина «увековечение защитников Отечества и жертв войн» на две составляющие: «увековечение памяти о погибших при защите Отечества» и «сохранение памяти о жертвах войн». Определен порядок участия государственных и общественных структур, отдельных граждан в поисковой работе.
Виктор Таран: Давайте не будем забывать, что только в годы Великой Отечественной войны людские потери на территории Беларуси составили более 3 миллионов человек. В том числе боевые потери Красной Армии — около 665 тысяч человек, в немецких лагерях для советских военнопленных погибли более 800 тысяч военнослужащих, партизан и подпольщиков — примерно 45 тысяч человек. А еще у нас значительное число воинских захоронений Первой мировой войны. К сожалению, часть из них к настоящему времени утрачена безвозвратно. Добавьте сюда погибших в гражданскую и советско–польскую войны. Так что проблема весьма острая. Эту остроту государство не только осознает, но и старается снять, насколько возможно.
Сергей Воронович и Виктор Таран.
— В редакцию часто приходят письма с просьбой найти сведения о погибшем во время Великой Отечественной войны родственнике, а то и его могилу. Скажите, насколько возможно гражданину самостоятельно проводить такую работу? Или все–таки здесь задача государственных структур? Принятый указ определяет, что Министерство обороны рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам установления данных о погибших в ходе войн.
С.В.: Да, на Министерство обороны возложено формирование собственного автоматизированного банка данных «Книга Памяти Республики Беларусь». На государственном учете сейчас состоят 7.492 воинских захоронения различных исторических периодов, в которых покоятся более 2,2 миллиона погибших. Более 1,7 миллиона захороненных числятся как неизвестные. Сведения о 473 тысячах известны и внесены в паспорта воинских захоронений и в наш автоматизированный банк данных, информацией которого могут воспользоваться все, кто ищет сведения о своих погибших родных. Соответствующий запрос можно направить письмом по адресу: 220034, Минск, ул. Азгура, 4, управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны, а также на электронную почту: upzojv@gmail.com. Номер телефона (8–017) 266–75–15.
Необходимо обратить особое внимание на роль и значение местных органов управления. Им в огромной степени принадлежит инициатива по проведению поисковых работ нашим подразделением — уже многим хорошо известным 52–м отдельным специализированным поисковым батальоном.
Именно местные исполнительные и распорядительные органы принимают решение о разрешении проведения полевых поисковых работ на месте неучтенного воинского захоронения, осуществляют контроль за их проведением.
В.Т.: В год мы проводим около сотни плановых поисковых операций. Но бывают и экстренные случаи, их тоже набирается несколько десятков, когда останки погибших в ходе войн обнаруживают случайно во время проведения строительных или полевых работ. Но, конечно, наш профиль — именно погибшие при защите Отечества и жертвы войн.
С.В.: Начиная с 2008 года мы проводим полевые поисковые работы в Гродно на месте нацистского лагеря для советских военнопленных шталаг № 324. Уже эксгумированы останки более 4.000 человек. Иногда удается обнаружить солдатские медальоны и жетоны военнопленных, и тогда есть вероятность узнать имя погибшего, сообщить информацию о нем родственникам. Надо видеть, какое глубокое воздействие это производит на людей! Однако, к огромному сожалению, так везет в поисках нечасто.
В.Т.: Мы видим, что государство со своей стороны предпринимает все необходимое, чтобы достойно увековечить память погибших защитников Отечества. Но настоящий успех в этом деле прежде всего зависит от каждого из нас. Если мы не будем равнодушными, тогда память о прошлом поддержит нас в будущем.
Недавно появилось сообщение о сенсационном археологическом открытии: исследователи обнаружили место грандиозной битвы бронзового века на берегу сегодня скромной речки возле Балтийского моря. По оценкам ученых, тысячи воинов, вооруженных оружием из дерева, кремния и бронзы, сошлись в жестокой битве и погибли в ней. Упав замертво, они остались лежать там, где их сразила рука противника. Убитых захоронили не единоплеменники, а природа и время. Мы никогда не узнаем, что свело людей бронзового века в жестоком противоборстве, кто был прав, кто виноват. Но спустя несколько тысяч лет останки и тех и других оказались на поверхности нашей современной жизни — наверное, в соответствии с неким высшим расчетом, который никто не в силах отменить. И все же давайте еще раз подумаем, исходя из теории «последнего солдата»: если даже война бронзового века никак не может завершиться, почему упорно вспыхивают новые и новые бойни? Неужели действительно все должно быть до последнего солдата, причем в самом прямом смысле...
Добавлено: Пт Мар 17, 2023 15:04 pm Заголовок сообщения:
Хотелось бы задать вопрос:
- Почему после проведения полевых поисковых работ останки поднятых бойцов передаются в органы следственного комитета, а не как согласно Указа Президента РБ 109 24.03.2016 Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн - пункт 19.1 - останки погибших – в местные исполнительные и распорядительные органы для последующего захоронения в соответствии с настоящим Положением. _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
telegram канал https://t.me/zxccvbnm7890
Ну, а что можно сказать об участии в совместных полевых поисковых работ неформальных мелких организаций... В план проведения полевых поисковых работ по Гомельской области 52-м оспб на 2023 год включены непонятые в юридическом отношении такие неформальные организации:
- "Эстафета Памяти" г.п. Паричи при ОСВОДе;
- "Рубеж" г. Мозырь при ОСВОДе;
- "Звезда" Рогачев-Жлобин при общественной организации "Белорусское Добровольное Общество Охраны Памятников Истории и Культуры Республиканский Совет";
- Военно-исторический клуб «Калинковичско-Мозырский «Поиск» в составе Историко-патриотического общественного объединения "Будем помнить".
А ведь известно..., что согласно Указа Президента РБ №109:
- Полевые поисковые работы, за исключением осуществляемых на территориях археологических объектов и памятников археологии, могут проводиться с участием членов общественных объединений и граждан в порядке, определяемом Министерством обороны.
Т.е, с участием общественных объединений, которые юридически зарегистрированы в юстиции РБ и согласно Устава имеют право участвовать в совместных полевых поисковых работах с 52-м оспб.
А тут получается кавардак....
Вправе ли, что управление по увековечиванию в РБ приняло такое решение разрешать участвовать неформальным организациям в совместных полевых поисковых работах с 52-м оспб, разобраться надо прокуратуре... _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
telegram канал https://t.me/zxccvbnm7890
Добавлено: Пн Апр 10, 2023 11:23 am Заголовок сообщения:
Мое мнение, нужны показатели. Показатели МО в лице 52 оспб, а юридически оформленных общественных объединений, как говорится, с “гулькин нос". Вот и работают со всеми серыми, получерными и т.д. Нарушают положения Указа? Да. Но, видимо, ответственности не боятся. Пока все тип-топ. Нам же не жалко, просто обидно, что потрачено столько времени на регистрацию, а по факту можно было проще - обозваться военно-патриотической, историческим клубом и все...
Как только мы нарушим какой-нибудь закон...., так сразу по шапке получим.... А на верху можно нарушать..., как будто так и надо... _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
telegram канал https://t.me/zxccvbnm7890
Хотелось бы задать вопрос:
- Почему после проведения полевых поисковых работ останки поднятых бойцов передаются в органы следственного комитета, а не как согласно Указа Президента РБ 109 24.03.2016 Об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн - пункт 19.1 - останки погибших – в местные исполнительные и распорядительные органы для последующего захоронения в соответствии с настоящим Положением.
Да, нет , Николай Васильевич, все останки до перезахоронения находятся в сараях возле сельских Советов. Те, что были подняты с номерными наградами и установлены их имена, то мешки подписаны.... Возможна передача родственникам, да и по положению и награда, другие личные вещи, и сами останки должны быть, по возможности, родным. Их поиск прописан в обязанности поисковикам по положению _________________ С уважением Людмила
Так было до прошлого года, а в прошлом всё изменилось...., стали передавать следственному комитету... _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
telegram канал https://t.me/zxccvbnm7890
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах