Добавлено: Ср Мар 08, 2023 19:42 pm Заголовок сообщения: QR-код
24-й бомбардировочный Орловский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк.
Командиры полка:
полковник Кузнецов 05.38 - ?
майор Геннадий Иванович Белицкий 1940 г.
майор Петр Иосифович Мельников 03.41 – 01.42 г
майор, подполковник Юрий Николаевич Гарбко 01.42 – 27.05.42 Погиб
ст. бат. комиссар Исаак Моисеевич Бецис 27.05.42-29.06.42 Не вернулся с боевого задания
капитан Михаил Антонович Кривцов 07.42 – 08.42 г. ВрИО
подполковник Арсений Иванович Соколов 09.43 – 05.45 г.
В боевых действиях:
30.11.39 – 13.03.40
22.06.41 – 08.07.41
27.08.41 – 13.09.42
19.01.43 – 08.08.44
25.11.44 – 09.05.45
Сформирован в Кречевицах (ЛВО) в апреле 1938 г. за счет 1 тбабр в составе двух эскадрилий ТБ-3, двух эскадрилий ДБ-3 и двух эскадрилий И-15 бис как 24 тбал. Вошел в состав 15 сбабр.
20.07.38 г. переформирован в 24 лбап (сбап?) в составе четырех СБ-эскадрилий и одной эскадрильи И-15 бис. 14.11.39 г. переброшен в Сольцы (ЛВО).
Принимал участие в советско-финляндской войне. За время войны полк выполнил 2416 самолетовылетов с налетом 3780 час 52 мин. Боевые потери составили 13 СБ, в воздушных боях сбито 14 истребителей противника.
К началу Великой Отечественной войны входил в состав 13 бад.
К 22.06.41 г. базировался в Бобруйске, Тейкичи, Телуше. На вооружении имел 41 самолет СБ (из них 6 неисправных). Накануне пригнали несколько самолетов Пе-2, но летный состав не успел даже приступить к их освоению.
Впервые несколько дней войны полк потерял в воздухе и на земле все самолеты и уже в первых числах июля личный состав прибыл в Казань на переформирование и переобучение на самолет Пе-2. В августе полк принял самолеты Пе-2 на Московском авиазаводе №22.
27.08.41 г. полк перелетел на Мценский полевой аэродром и в день прилета приступил к боевым вылетам в составе ВВС Брянского фронта.
Входил в состав 61 сад.
В мае 1942 г. входил в состав 223 бад.
Входил в состав 241 бад.
За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Кюстрин и проявленные при этом доблесть и мужество 29.03.45 г. полк был награжден орденом Суворова III степени.
Из краткой боевой характеристики 24 бап при оформлении документов на преобразование в ГВАРДЕЙСКИЙ ОРЛОВСКИЙ Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиационный Полк.
28.08.43 г. Командиру 3 БАК
В боях за Советскую Родину против немецких захватчиков 24 Орловский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиационный полк показал образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности.
В непрерывных боях с немецкими захватчиками этот полк отличным выполнением боевых задач по разгрому живой силы и техники противника своевременно обеспечивал продвижение наших войск.
За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 24 Орловский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Полк достоин преобразования в ГВАРДЕЙСКИЙ ОРЛОВСКИЙ Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиационный Полк.
Командир полка – подполковник СОКОЛОВ Арсений Иванович.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Боевая характеристика и история Орловского
Ордена Красного Знамени БАП.
Командир 241 БАД полковник /Куриленко/
КРАТКАЯ БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
24 Орловский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиационный Полк.
24 Орловский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиаполк прошел большой боевой путь с начала своего развития. Много славных страниц и боевых дел вписал он в историю Красной Армии и Военно-Воздушных нашей страны. Личный состав гордится своим полком, поддерживая и вписывая в его историю новые боевые подвиги в дни Отечественной войны с германским фашизмом.
Свою славную историю полк начал в 1924 году. В годы, когда молодая Советская страна строило мирную жизнь, восстанавливая свое народное хозяйство, когда партия большевиков, под руководством тов. СТАЛИНА, укрепляла вооруженные силы первого в мире социалистического государства.
15 ноября 1924 года в г. МОСКВЕ на центральном аэродроме из показательной тренировочной эскадрилии был сформирован отдельный тренировочный отряд. Ныне 24 Орловский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиаполк.
9 сентября 1925 года отряд перебазируется в г. КРАСНОГВАРДЕЙСК.
15 декабря 1925 года по приказу ГВС СССР отряд развернулся в 1-ю отдельную тяжелую авиаэскадрилью.
1 октября 1925 года эскадрилия переименована в 55 отдельную авиаэскадрилию и вошла в состав 3 авиационной бригады. Матчасть бригады состояла в то время из самолетов: Р-1, ФГ-52 и ЮГ-1.
25 августа 1931 года эскадрилия перевооружилась на новую материальную часть ТБ-1.
1935 год промышленность страны дала новую усовершенствованную материальную часть ТБ-2, эскадрилия перевооружилась и переименована из 55 ТБЭ в 1-ю ТБЭ.
В марте 1938 г. 1-я ТБЭ переформирована в 24 СБАП с дислокацией на аэродроме КРЕЧЕВИЦЫ и входит в состав 15 СББ. Полк получает новую материальную часть самолеты СБ.
В августе 1938 года лучшая эскадрилия полка отправилась в правительственную командировку.
7 сентября 1938 года приказом Военного Совета ЛВС одна эскадрилия полка переброшена на один из ответственных участков северных границ страны в район г. Мурманска.
8 сентября 1938 года 9 экипажей полка входят в составе 55 АБ для участия в освободительном походе в западную Белоруссию.
Так год за годом, учился и упорно усовершенствовал свое боевое мастерство личный состав полка, готовясь встать по первому призыву партии и правительства на защиту Советских границ.
С ноября 1939 года по 12 марта 1940 года полк участвует в борьбе с финской белогвардейщиной. За период борьбы с финской белогвардейщиной личный состав полка проявил образцы мужества и героизма, даказав этим свою преданность и любовь к Родине и вождю тов. СТАЛИНУ.
Летая в трудных метеорологических условиях, летный состав с честью и умением точно выполнял все боевые приказы командования. Технический состав в суровую зиму при 15 градусов мороза отлично готовил материальную часть, обеспечивая по 3 боевых вылета в день. Десятки раз полк летал громить вражеские аэродромы, железнодорожные узлы, скопление войск и техники противника. Мощными массированными ударами полк способствовал прорыву пресловутой «линии манергейма». За период боевых действий полк, входя в состав 3 и 13 армии, наносил удары по скоплению войск и укреплениям в районах: ТАЙПОЛЕ, СУВАНТО-ЯРВИ, НЕМАЛА,ВИППУРЮ, ВАЛООМО и другие.
За период боевой работы полк совершил 2775 боевых вылетов. Сбросил 1875185 кГ бомб. В воздушных боях и на аэродромах противника уничтожено 58 самолетов. За успешную боевую работу полк имеет 12 благодарностей командования северо-западным фронтом, из них лично две от тов. Сталина. За героизм и отвагу, проявленные в борьбе с финской белогвардейщиной 187 человек награждено правительственными наградами.
Финская белогвардейщина была разгромлена. Личный состав полка приступил к мирной учебе, изо дня в день, совершенствуя свое мастерство и выучку, изучая опыт прошлых боев, готовясь к новым сражениям.
28 августа 1940 года полк по приказу ВВС Красной Армии перебазируется к западной границе г. Бобруйск.
В апреле месяца 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом «Красного Знамени».
С 212 июня 1941 года полк участвует в Отечественной войне против немецкого фашизма, базируясь на аэродроме г. Бобруйск, входя в состав 13 БАД. По приказу командования наносит бомбардировочные удары по колонам танков и мотомехчастей противника, двигающихся к границам СССР в районах: СЕДЛЕЦ, ЯНУВ-ПОДЛЯСКА, БЕЛА-ПОДЛЯСКА и других районах Белоруссии.
7 июля 1941 года по приказу командования ВВС, зап. ВВС полк сдал оставшуюся материальную часть и убыл в г. Казань для переформирования и получения новой материальной части самолетов Пе-2. За короткое время личный состав полка овладел материальной частью и с 25 августа 1941 года вновь действует на фронте, наносит бомбовые удары по мотомехчастям противника в районах: ПОЧЕП, ПОГАР, НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ, МГЛИН, ГОМЕЛЬ, КАРАЧЕВ, НОВОЗЫБКОВ, СТАРОДУБ, КЛЕТНЯ, РОСЛАВЛЬ СЕЩА, ГЛУХОВ, СЕВСК, ДМИТРИЙ ОРЛОВСКИЙ, ДМИТРИЙ ЛЬГОВСКИЙ, КРОМЫ, ОРЕЛ, БОЛХОВ, МЦЕНСК, ЧЕРНЬ, ГОРБЕНЕВО, ТЕПЛОЕ, ПЛИВСК, КОСАЯ ГОРА, ЯСНАЯ ПОЛЯНА и другие.
В октябре и ноябре 1941 года полк громит танковые колонны Гудериана в районах: РЫЛЬСКА, СЕВСКА, ОРЛА, ЕФРЕМОВА и на подступах к ТУЛЕ выводя из строя живую силу и технику противника.
В мае 1942 года полк наносит удары врагу на ИЗЮМ-БАРВЕНСКОМ направлении, действуя в районах: ПРОТОПОПОВКА, ВАЛЬВЕНКОВО, ПЕТРОВСКИЙ и ряд других пунктов и объектов.
В июне месяце 1942 года полк громит фашистские войска, прорвавшиеся к ВОРОНЕЖУ, уничтожая его живую силу и технику.
С января 1043 года полк участвует в боях на Центральном фронте, входя в состав 241 БАД, 3 БАК.
В январе 1943 года полк действует по прорыву линии фронта в районе ВОЛОВО-КАСТОРНОЕ. В период весенне-летнего затишья полк ведет боевые действия по сосредоточению техники и живой силы противника в районе ОРЛА, БРЯНСКА, НАВЛЯ, СУЗЕМКИ и другие. Наносит удары по ЖД узлам, перегонам. Действует одиночными самолетами «охотниками» по эшелонам противника и шоссейным дорогам в местах сосредоточения войск противника.
В июне месяце полк ведет борьбу с фашистскими войсками и бригадой предателя КАМИНСКОГО, брошенной германским командованием на борьбу с партизанами в районах Брянских лесов: ОСТРАЯ ЛУКА, ЛОПУШ и МОНАСТЫРИЩЕ.
С 5 июля 1942 г. 24 ООКЗБАП участвует в ликвидации летнего немецкого наступления и ликвидации Орловского плацдарма, поддерживая с воздуха наши наступающие части, гремя технику и живую силу врага. Весь период боевых действий полк работал с большим напряжением, производя в отдельные дни по 7-8 боевых вылетов, особенно в октябре и ноябре месяце 1941 г., когда полк наносил удары по колонам противника, движущимся от Севска на Орел и с Орла на Тулу. Бомбардировку производили с высоты не более 1000 м и с обязательной штурмовкой, делая по 3-5 заходов. Все бомбардировочные полеты происходили без прикрытия наших истребителей.
Одновременно с выполнением бомбардировочных задач полк выполнял задачи оперативной разведки в интересах командования Брянского фронта и главного командования ВВС Красной Армии. Из общего числа 3512 боевых вылетов полк произвел 893 разведывательных полетов на полный радиус действий самолета Пе-2. Ведя разведку, полк своевременно информировал командование ВВС Красной Армии о движении танковых колонн Гудериана в направлении из КОНОТОПА в СЕВСК, ОРЕЛ, ТУЛА. Одновременно нанося им сосредоточенные удары, причиняя большой урон материальной части и живой силе. Разведкой отдельные экипажи «охотники» вскрывали и разгадывали хитрость противника, только 3 ноября 1941 года летчик УС обнаружил колонну автомашин, крытых брезентом, при штурмовке стали рваться и гореть, установил, что замаскированные машины были автоцистерны с горючим.
Впервые полком были применены самолеты Пе-2 как штурмовики.
За годы войны с немецким фашизмом, в суровых боях за Родину, Сталинские соколы части показали образцы стойкости, мужества, самопожертвования и презрения к смерти. Часть воспитала и дала Родине подлинных героев Отечественной войны, отдавших свою жизнь за Родину, за счастье народа. В героическую летопись войны они вписали славные страницы своих подвигов.
27.11.41 года экипаж лейтенанта Челпанова бомбил и штурмовал колонну противника западнее ЛИВНЫ. По рассказам местных жителей-свидетелей этого случая, от его огня погибло большое количество фашистов. На штурмовку было сделано несколько заходов, самолет был сильно поврежден зенитной артиллерией, чувствуя, что самолет спасти не удастся, следуя бессмертному примеру капитана Гастело, тов. Челпанов направил подбитый свой самолет в самую гущу сплошной колонны врага, двигающегося по дороге и, погибая, унес с собой сотни жизней врага, уничтожив десятки автомашин с боеприпасами и военным грузом.
24.01.42 г. летчик УС выполнял задание на бомбардировку. При подходе к цели был атакован шестью истребителями противника. Отражая нападение врага экипаж метким пулемётным огнём сбил двух стервятников. Видя численное превосходство, УС смелым маневром вышел из боя, враг не решился его преследовать, но задание должно быть выполнено и т. УС снова разворачивается на цель. Задание было выполнено отлично, а во время штурмовки был снова атакован двумя истребителями противника. Завязался неравный бой, искусно маневрируя, действуя, как истребитель, т. УС дал возможность стрелку и штурману вести прицельный огонь. Стервятники, видя перед собой смелого противника, отвалили в сторону, а один вступил в поединок. Тов. УС двенадцать раз уходил от атак противника, наконец, последний изловчился и длинной очередью поджег самолет, но в самый последний момент противник был сбит штурманом КОТОВЫМ. Горящий самолет т. УС посадил на своей территории. Случай подтвержден наземным командованием.
12.05.42 г. выполняя задание на глубинную разведку, экипаж УТЯНСКОГО обнаружил железнодорожный эшелон противника в районе ст. ЕРОПКИНО, в результате меткого попадания бомб и штурмовки эшелон, состоящий из платформ, груженных танками и автомашинами, разбит. Подтверждено агентурными данными.
18.02.43 г. действуя, как истребитель экипаж летчика АРТЮХИНА, штурман КОНДРУШКОВ и стрелок ГЕРАСИМЕНКО сбили в воздушном бою Хш-126, корректирующего артстрельбу на поле боя. Всего за этот день было уничтожено до 200 солдат и офицеров, 3 танка и 3 тягача.
06.05.43 г. группа самолетов, ведущий капитан КЛЕЙМЕНОВ и штурман ТЕНЗИН, по приказу командования, бомбардировали материальную часть аэродрома ОРЕЛ. Несмотря на низкую облачность и сильное противодействие ЗА и ИА противника, при малом количестве самолетов сопровождения группы точно вышла на цель и из под кромки облаков сбросила свой смертоносный груз точно по заданной цели. В результате бомбометания, подтвержденного фотоснимками, взорвано 2 склада с термитными снарядами, до 20 штабелей авиабомб и уничтожено 3 самолета.
24.05.43г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, за боевые действия на Орловском направлении в борьбе с германским фашизмом и проявленные при этом личным составом мужество, отвагу и героизм, полку присвоено звание «ОРЛОВСКИЙ».
В прошедших боях за старинный русский город Орел, ОРЛОВЦЫ с честью выполнили свой долг, они сражались честно, стойко и самоотверженно и город, чье славное имя носит полк, вновь стал нашим Советским Орлом.
ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ ПОЛКА ЗА ПЕРИОД
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
За период Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 10 августа 1943 г. полк произвел:
Боевых вылетов…………………………………………………. – 3512
Из них на глубинную разведку………………………………… - 895
Общий налет в часах……………………………………………. – 4981 час
Всего сброшено бомб………………………………………….. - 1368158 кГ
Израсходовано патронов БС…………………………………... – 486560 шт
Израсходовано патронов ШКАС……………………………… - 398894 шт
За весь период борьбы с германским фашизмом от бомбардировочных и штурмовых действий полка по неполным данным уничтожено и повреждено:
Автомашины с грузом и людьми……………………………… - 4098
Повозок с боеприпасами и военным имуществом……………. – 2157
Танков……………………………………………………………. – 468
Бронемашин……………………………………………………… - 110
Мотоциклов с мотоциклистами………………………………… - 848
Складов с боеприпасами и горючим…………………………… - 48
ЖД эшелонов с горючим и боеприпасами……………………… - 5
Эшелонов с танками и автомашинами………………………….. – 9
Эшелонов с военным имуществом и живой силой…………….. – 5
Автобусов штабных……………………………………………… - 27
Легковых машин…………………………………………………. – 13
Арторудий на позициях и маршах……………………………… - 110
Тракторов тягачей с боеприпасами…………………………….. – 13
Автоцистерн с горючим…………………………………………. – 174
Вагонов в составе эшелонов и отдельно……………………….. – 1264
Кавалерии со всадниками……………………………………….. – 370
Разрушено ЖД полотна………………………………………….. – 11600 м
Разрушено проволочной связи………………………………….. – 17700 м
Живой силы…………………………………………………..– до 17500 чел
Уничтожено в воздушных боях самолетов противника……….. – 97
Уничтожено на аэродромах……………………………………… - 1233
За время Великой Отечественной войны (с 22.06.41 г. по 10.08.43 г.) за мужество, героизм и отвагу, проявленные в боях с немецким фашизмом орденами и медалями награждено:
239 чел., из них 4 Героя Советского Союза.
В момент ликвидации Орловского плацдарма и летнего наступления Красной Армии полк входил в состав 241 БАД и 3 БАК, базируясь на аэродроме ХУХЛОВО и КУРСК-восточный. С первых дней боевых операций на этом участке фронта полк вел активные боевые действия, нанося массированные бомбовые удары по скоплению техники и живой силы противника. В период отступления немецких войск полк наносил удары по отступающему врагу деморализуя и рассеивая отступающие немецкие части. Полк наносил удары по войскам противника в районах: ОРЛА, КРОМЫ, РЖАВЕЦ, ПОДСОБОРОВКА, КАШАРА, ПРОТАСОВО, АЛЕКСАНДРОВКА, ст.КОМАРИЧИ и др. Бомбили аэродромы, ЖД узлы, перегоны и опорные пункты сопротивления противника. Только за один месяц 05.07 по 10.08.43 г. полк совершил 354 боевых вылета, действовал главным образом тактикой мощных массированных бомбовых ударов.
В эти дни полк действовал с большим напряжением в сложных боевых и метеорологических условиях при сильном противодействии ЗА и истребителей противника. Летный состав делал по 2-3 вылета в день. Бомбили с высоты 1000-2000 м, не было ни одного случая не выполнения задания и сворачивания с боевого курса. Бои продолжаются, Красная Армия наступает, гонит фашистские орды на запад, с земли нашей Родины.
Полк сплочен, организован и дисциплинирован. Показывает в боях новые боевые подвиги, умножая честь и славу своих боевых традиций.
Орловцы с честью дерутся с врагом, бьют его с воздуха, неся вперед своё славное Красное Знамя, символ нашей части, доблести и победы.
За проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 24 Орловский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный полк достоин преобразования в «ГВАДЕЙСКИЙ» ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОЕННЫЙ ПОЛК».
Командир полка – подполковник СОКОЛОВ Арсений Иванович.
Командир 241 БАД полковник подпись (КУРИЛЕНКО)
АЭРОДРОМ - северо-западнее г.Добруш
24-й бомбардировочный Орловский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк Основание: архив ЦАМО РФ опись 518609, дело1, лист72.
Дата дислокации: с 12.11.43г по 02.07.44г 24 БАП (24-й бомбардировочный авиационный полк) 241 БАД (241-я бомбардировочная авиационная дивизия) 3 БАК(бомбардировочный авиационный корпус) 16 ВА (16-я воздушная армия), войсковая часть п/п45142.
Командир полка - подполковник Соколов Арсений Иванович
Тип самолетов: Пе-2
О самолете - ссылка:
http://www.airwar.ru/enc/bww2/pe2.html
32 стоянки самолетов размещены вдоль окраины леса.
Указана техническая стоянка, где проводились крупные ремонтные работы.
Штабные подразделения, командный пункт полка размещался на углу леса (в народе это место называют "гетьман").
Летный состав размещался в г.Добруш - район ул.Советская.
Временные склады боеприпасов находились на заднем плане стоянок самолетов - примерно в 50-ти метрах.
Основной склад боеприпасов находился в районе теперешних отстойников. Сюда по железной дороге боеприпасы подвозились из тыла. На аэродром доставлялись автотранспортом через р. Ипуть в районе впадения р. Хоропуть.
Один из эпизодов боевых действий 24-го БАП:
26 июня разведчики Пе-2 установили, что 4-я немецкая армия начала отход из района Орши и Могилева за Березину. Однако 4-я воздушная армия 2-го Белорусского фронта, в полосе действий которого отступала вражеская группировка, не имела для удара достаточно сил.
По указанию Ставки для оказания помощи соседу привлекли 3-й бак (генерала В.А. Ушакова) из состава 16-й воздушной армии 1 -го Белорусского фронта. Вылетая с аэродромов близ Гомеля "пешки" нанесли несколько эффективных ударов по скоплению гитлеровцев у переправ через Березину и по самим переправам. Эти полеты на большую дальность потребовали изменения форм взаимодействия бомбардировщиков с истребителями прикрытия. Они стали встречаться не "на кругу" в районе аэродрома, а на маршруте полета к цели. Такой способ требовал более точного соблюдения временного графика полета к точке встречи и исключения всяких случайностей. Но при этом увеличились радиус действия бомбардировщиков и время их пребывания над целью.
29 июня эскадрилья капитана Рефиджана Сулиманова из 24 -го бап нанесла удар по мосту через Березину — единственному выходу из Белорусского котла — и прямым попаданием одной ФАБ-250 разрушила его.
Министерство Обороны СССР отдел 4
г. Подольск, Московской обл. Инд. 142100
Зам. начальника 4 отдела майор Шаталов
Выписка из журнала боевых действий 24 БАП за 1944-45 г.г.
28 июня 1944г.
Полк в течение дня имел задачу: разрушить переправу через р. Березину в населенном пункте Березино. Над целью группы были обстреляны огнем ЗА и МЗА. Б результате обстрела экипаж командира АЭ Героя Советского Союза капитана Дельцова, штурмана ст. л-та Тимофеева, стрелка-радиста старшины Попруга, сбиты над целью прямым попаданием снаряда. Судьба экипажа неизвестна. Самолет упал и сгорел вблизи переправы.
- 2-5 июля 1944г. Сбитый огнем ЗА, при выполнении боевого задания 28.6.44 г. экипаж Героя Советского Союза капитана Дельцова, штурмана звена ст.л-та Тимофеева и стрелка-радиста старшины Папруга до 2.7. 1944 г. судьба экипажа была неизвестна.
- 2.7.44 г. капитан Дельцов возвратился в часть. По его докладу весь состав экипажа выпрыгнул на парашютах, в момент покидания самолета и спуска были обстреляны огнем из винтовок и автоматов, в результате чего стрелок-радист старшина Попруга получил смертельное ранение в грудь, который скончался в присутствии капитана Дельцова. Из разговора с пленными Красноармейцами, принесшими к месту приземления Дельцова старшину Подпруга, заявили, что третий член экипажа разбился, причиной этому быть, нанесение смертельного ранения или убитого насмерть ст.л-та Тимофеева в момент выпрыгивания из самолета.
Виписка верна: зам. начальника 4 отдела майор ( Шаталов).
21 марта 1975 года.
Основание: Архив МО СССР ф. 24 БАП, on. 620903С, д.З. л.л. 94-об, 96-сб.
http://forum.vgd.ru/108/47926/150.htm?a=stdforum_view&o=
А вот что пишет Федоров Алексей Григорьевич в книге «В небе – пикировщики!»
В конце июня 1944 года в Белоруссии установились жаркие солнечные дни. Даже ночь не приносит прохлады. На дорогах — пыль и гарь, у населенных пунктов — огонь и дым. Советские войска продвигаются вперед, на запад. Непрерывно слышна артиллерийская канонада. Идут бои в воздухе. Бойцы и командиры до крайности утомлены и пои первой же возможности стараются заснуть.
Фронт подходит к историческому рубежу — широкой реке Березине. Войска 1-го Белорусского фронта захлопнули так называемый Бобруйский котел. В окружений попали несколько фашистских дивизий. К концу дня синие стрелы, обозначавшие на наших полетных картах отступление врага, протянулись к железнодорожному мосту на Березине. К вечеру из штаба воздушной армии последовал приказ: вывести из строя железнодорожный мост, чтобы отрезать противнику путь отступления на запад и затянуть Могилевский мешок.
Командиры полков и их штурманы провели часть ночи в штабе дивизии. На аэродромах проводилась предполетная подготовка к вылету на рассвете. Авиационные механики, техники, оружейники и прибористы тщательно готовили каждый самолет. Всем было понятно, что предстоит выполнить сложную и ответственную задачу.
Эскадрилья 24-го полка, возглавляемая капитаном П. Дельцовым, поднялась в воздух с первыми лучами солнца. Через сорок минут поднимутся все остальные 96 машин нашей Речицкой дивизии. Эта эскадрилья должна первой нанести удар по железнодорожному мосту и вскрыть его противовоздушную оборону. Вслед за Дельцовым в воздух поднялись и другие эскадрильи. Действия «Петляковых» прикрывают истребители 1-й гвардейской дивизии полковника В. В. Сухорябова.
Еще на дальних подступах к мосту самолеты Пе-2 встретили заслон нескольких батарей зенитной артиллерии. Сам же мост прикрывался многоярусным патрулированием истребителей Ме-109 и ФВ-190. От многочисленных [162] разрывов снарядов подпрыгивала линия горизонта. Машины сбивались с курса. Выйти на прицельную бомбардировку как одиночному самолету, так и нескольким эскадрильям было очень трудно. По команде «Все вдруг!» — «пешки» Дельцова под прикрытием истребителей все же решили бомбить внешний пояс зенитной обороны моста. Истребители сопровождения вступили в бой с «Мессершмиттами-109» и «Фокке-Вульфами-190». А в это время самолеты Пе-2 звеньями обрушили бомбы с крутого пикирования по вражеской зенитной артиллерии.
Через несколько минут комэск Дельцов по радио передал ведущему дивизионной колонны о целесообразности поэскадрильно атаковать первое кольцо зенитной обороны моста по всему периметру. Спустя некоторое время весь периметр вражеской обороны оказался в дымах от разрывов бомб. Первый пояс противовоздушной обороны противника замолчал! Но два других ведут интенсивный огонь. Едва ли сегодня нам удастся погасить его... За светлое время одних лишь суток наша дивизия произвела более двухсот самолето-вылетов. Но напряженная до предела работа экипажей, главным образом 24-го и 128-го авиационных полков, так и не увенчалась успехом — мост оставался стоять нетронутым. Бомбы разрушили лишь участок дороги, проходящей по болотистым топям противоположного берега.
Миновало тридцать часов. Все наши попытки оказались безуспешными: переправа по-прежнему действует. Противник оберегает ее как зеницу ока. Как только «пешки» ложатся на боевой курс, на их пути вырастает сплошная огненная стена. Самолеты подбрасывает от разрывов зенитных снарядов, вырывая штурвалы из рук пилотов. «Фокке-вульфы» и «мессеры» немедленно атакуют любую машину, вышедшую на мгновение из-под прикрытия гвардейцев-истребителей. Ни прицелиться, ни спикировать! И эту труднейшую боевую задачу по выводу из строя железнодорожного моста через реку Березину выполнил экипаж Героя Советского Союза П. А. Дельцова.
...Июнь 1944 года был солнечным. В небе ни облачка. Днем нестерпимая духота. Даже ночь не приносила прохлады. Бои шли и на земле, и в воздухе. Гитлеровцы в беспорядке откатывались к Березине. У нескольких переправ через реку образовались большие скопления фашистских солдат и техники. Наша авиация беспрерывно бомбила и штурмовала переправы. К вечеру наша дивизия получила задание разрушить крупную переправу через Березину. Завтра она должна рухнуть под ударами пикировщиков Пе-2. .И тогда фашистам будет отрезан путь к отступлению на запад и мертвой петлей затянется уже обозначавшийся Могилевский мешок.
Вместе с первыми лучами восходящего солнца поднялась в воздух девятка Пе-2 под командованием капитана Дельцова. Ее задача — нанести удар по переправе и вскрыть другие объекты для последующих бомбовых ударов. Главным образом — пояс противовоздушной обороны моста.
Через сорок минут в воздухе были все остальные девяносто шесть машин нашей Речицкой дивизии. Действия пикировщиков прикрывали истребители 1-й гвардейской дивизии под командованием полковника Сухорябова.
Еще на дальних подступах к переправе «пешки» встретили плотный заслон зенитного огня. В небе кружили фашистские истребители. Но они пока не вступали в бой, выжидали выгодного момента.
Ведущий дивизионной колонны услышал по радио голое Дельцова:
—Атакуйте группами первое кольцо зенитной защиты переправы по всему периметру!
Вскоре цель оказалась в дыму от разрывов бомб пикировщиков. Но замолк лишь первый пояс противовоздушной обороны, противника. Два же других продолжали вести ураганный огонь...
Враг ожесточенно сопротивлялся, образовал сплошную огневую стену, подтянул к этому месту крупные авиационные силы. Фашисты знали: потеряешь переправу — потеряешь последнюю надежду на спасение.
Командир 24-го Краснознаменного Орловского полка подполковник Арсений Иванович Соколов созвал командиров эскадрилий, звеньев, экипажей и штурманов. Пристально вгляделся в угрюмые лица:
— Ну, что приуныли? Думали, вас с распростертыми объятиями встретят? Такого на фронте не бывает.
Он вспомнил случай, происшедший год назад на Курской дуге. Внезапно прижатый к земле сплошной облачностью, Дельцов удержал тогда машину на боевом курсе. Разрывы снарядов пугали летчика меньше, чем показания альтиметра: высота—150 метров! И все же по его сигналу рука штурмана уверенно легла на бомбосбрасыватель. Машину так тряхнуло, что она чуть было не перевернулась. Осколки фугасных бомб неистово барабанили по кабине, моторным гондолам и хвостовому оперению. Каким-то чудом удалось Павлу Дельцову довести изрешеченную машину до расположения наших войск и посадить ее прямо в боевых порядках пехоты на фюзеляж. Такими ожесточенными были сражения на Курском выступе. Там победили, так неужели здесь, у Березины, не закроем путь отступления фашистам?
Командир полка взглянул на Дельцова, улыбнулся:
— Ну что, спикируем, братцы? А?
— Обязательно спикируем,—ответил капитан Дельцов, выражая мысли всех. Через двадцать минут дельцовская девятка уже держала курс к Березине. Высота — две тысячи метров. Сверху и с флангов подстроились истребители прикрытия. Вот и линия фронта. К пикировщикам Пе-2 потянулись трассы зенитного огня. Чем ближе Березина, тем огонь все сильнее. Но пилоты настойчиво выдерживают строй и заданные высоту, скорость и курс.
В наушниках шлемофонов раздается команда. Ведущий девятки Дельцов выпускает тормозные решетки, и его самолет под крутым углом устремляется в пике. За ним следуют ведомые. Через оптические прицелы отчетливо [173] видны мотопехота и боевая техника врага, устремившиеся в одном направлении — на запад. Цель уже совсем близко. Вот она. Еще мгновение — вблизи переправы взметнулся столб земли. Вновь набор высоты. Стремительный разворот. И Павел Дельцов вновь обрушивает на цель серию бомб. Потянув штурвал на себя, командир улыбнулся, в рассеивавшемся дыму он отчетливо видел, как обрушилась часть переправы.
— Радист,— сказал Дельцов старшине Виталию Попруге,— передай на землю: идем на третий заход бомбить колонну мотопехоты! Но тут кабину залил ослепительный свет. «Пешку» резко бросило вправо. Штурвал вырвался из рук Павла. Он поймал его и энергично потянул на себя, но машина упорно продолжала проваливаться. Дельцов понял: надо быстрее покинуть самолет.
— Экипаж, прыгать! — приказал он. Кабина быстро опустела. Павел еще раз ухватился за штурвал и, убедившись, что спасти самолет невозможно, выбросился с парашютом. Снижаясь, он увидел охваченный пламенем самолет и купола парашютов боевых друзей. «Что с ними будет?» А сам нащупал рукой пистолет: «Здесь. Значит, еще можно сражаться...»
А некоторое время спустя экипаж самолета-разведчика доставил на командный пункт дивизии фотоснимки. Рассматривая еще не просохшие фотопланшеты, все облегченно вздохнули: переправа разрушена. Мало того, уничтожено до двух десятков вражеских автомашин. Так был завязан Могилевский мешок.
Радость омрачилась тем, что самолет Дельцова не вернулся на свой аэродром. Экипажи эскадрильи сообщили, что видели людей, спускающихся на парашютах. Сомнений не было — это Павел и его друзья. Нет, не пощадят их фашисты, тем более после такого разрушительного удара по переправе.
...Капитан Дельцов обрадовался: два шелковых купола попали в воздушный поток, и их понесло в лес. Хотя совершить посадку среди деревьев не так легко, но это все же большая надежда на спасение. А сам он опускался в расположение врага, на околицу населенного пункта. Прыгни он раньше — был бы с товарищами. А тут... [174] Дельцов видел, как к околице уже бежали немцы. С земли не стреляют, хотят взять живым!
«Плен? Никогда!» — решает коммунист Дельцов. Рука сжимает рукоятку пистолета ТТ. В стропах парашюта шелестит ветер. Павел разглядывает отверстие ствола, но искушение нажать спуск приводит в ярость: «Еще посмотрим, кто кого? Дешево свою жизнь не отдам».
Напряжен каждый мускул. Глаза впиваются в листву стоящей на околице ветлы, летчик определяет силу и направление ветра у земли. Правая рука выбрасывает пистолет на уровень плеча, а левая, собрав половину строп, резко сбрасывает купол с воздушного потока: плавный спуск превращается в быстрое падение. Фашисты остервенело бросаются вперед. Дельцов вновь отпускает стропы. Парашют задерживает его над головами врагов и мягко приземляет позади гитлеровцев, метрах в шестидесяти от них.
Сброшены лямки. Едва коснувшись земли, парашют вновь надут порывом ветра. На какие-то секунды он закрывает летчика от врагов. Его бросает назад, валит наземь. И когда из-за гаснущего купола появляется немецкий автоматчик, Дельцов в упор стреляет в него. Еще два выстрела настигают фашистов. Павел бежит. Преследователи не стреляют. Позади слышен лишь тяжелый топот да сдавленный хрип десятка разгоряченных глоток. Вдруг наперерез — двое. Дельцов прицелился. Спуск... Сухой щелчок бойка: кончились патроны. Он застыл от неожиданности, и в этот момент фашист бросается к нему под ноги. Споткнувшись, Павел падает.
Удары сыплются со всех сторон. Кто-то из врагов ожесточенно рвет из рук пистолет. Сильный удар в лицо — и Павел на мгновение теряет сознание. Когда он приоткрыл глаза, то увидел... удирающих фашистов. Сначала он не понял, что происходит. Перевел взгляд на небо — вот в чем дело!
— Родные мои! — только и смог прошептать он сквозь слезы. Над самой землей, поливая врагов пулеметным огнем, пронеслась группа советских штурмовиков Ил-2, за ней — вторая, третья...
Не веря своим глазам, капитан Дельцов приподнялся и, собрав последние силы, медленно побежал к лесу. Его не испугал неистовый огонь боевых товарищей: для него это было спасение, а враги прижаты к земле. Надолго [175] ли? Успеет ли он укрыться в густых зарослях? Но силы ему изменяют, и он падает на землю. Лежит, раскинув руки, и тяжело дышит. Он слышит топот ног. Это возобновилась погоня, но вновь подняться нет сил... И снова вздрагивает земля. Летчик открывает глаза. В небе родные «пешки». Вспомнил: недалеко переправа. Значит, однополчане продолжают бомбить ее. Приподнялся: вокруг никого.
И откуда только появились силы! Пошатываясь, с трудом перебирая ногами, побрел в глубь леса. Наконец враги бросили преследование. Радость переполнила его сердце: «Ну что, взяли?»
Вот и лес. Теперь можно отдышаться. Долго блуждал он, пробираясь к своим. Шел, то и дело останавливался, прислушиваясь. Где-то в стороне осталась деревушка, сожженная фашистами. Еще с воздуха видел, как десятками факелов пылали покрытые соломой хаты. Запах гари донесся и сюда, в лес. Значит, деревушка не так уж далеко — надо круто повернуть вправо, уйти подальше.
Короткий отдых,— и снова в путь. Километр за километром. Вдали показалась широкая голубая лента. Березина! Гул и грохот боя стихал, лишь слышались редкие выстрелы орудий. Значит, переправа где-то в стороне. Но Павел не вышел к берегу — зачем подвергать себя опасности? Снова углубился в лес.
Вдали посветлело. Опушка? Да, так и есть. Скрываясь за деревьями, Дельцов увидел два легкомоторных самолета — это посадочная площадка самолетов связи. Возникла дерзкая мысль: захватить один из них и улететь к своим. Но как это сделать? Будь хоть автомат или пистолет — тогда другое дело, а голыми руками — это бессмысленная смерть. И Дельцов снова побрел по лесу. Он сильно изголодался, мучила жажда. Срывал с молодых сосен побеги и жевал их. Изредка попадались ягоды.
Солнце опустилось к горизонту, в лесу быстро потемнело. Наломав хвойных веток, Павел прилег. Ныло тело, опухли ноги, кружилась голова. Он лежал и думал, как действовать дальше, чтобы не попасть в лапы фашистов. Но сон взял свое. Сколько он спал? Когда проснулся, в лесу было еще темно, значит, до рассвета далеко. Самый раз в дорогу. [176]
Снова шагал километр за километром. И вдруг— неожиданная встреча. Навстречу ему шел паренек. Когда поровнялись, парень спросил:
— Откуда ты?
— Да вот был в Березино, там здорово бомбят, решил сбежать в лес, чтоб не убили.
— А ты-то откуда? — поинтересовался Дельцов.
— Я из-под Минска. Иду домой, в Смоленскую область.
— Вот так встреча! И я ведь смоленский. Пойдем вместе, земляк. Они шли, а Павел думал: не обвел ли его вокруг пальца этот парень? Может, он полицай или фашистский разведчик? Поди узнай с первого взгляда.
— Слушай, паренек,— вдруг неожиданно сказал Павел,— как ты в Минск попал? А?
— Как и все. Схватили нас немцы на Смоленщине, погрузили в эшелоны и сюда, в Минск. Не доезжая до Минска, я удрал. Вот и скитаюсь по лесам.
— А оружие у тебя какое есть?
— Есть перочинный нож.
— А если нападут фашисты, что тогда?
— Горло перегрызу им, а живым не дамся. Павлу понравился этот ответ. Да и доброе, бесхитростное русское лицо внушало доверие. Теперь они шли рядом, думая об одном и том же — как быстрее пробраться к своим. И вот новая встреча. Словно из-под земли вырос мужчина, на вид ему было лет тридцать, не больше. За поясом наган. Справа от него с карабином наизготовку шагал молодой хлопец в стеганке и шапке, и слева — парнишка в немецком кителе без погон и в пилотке.
— Вы откуда забрели сюда?—обратился человек с наганом. «Что за люди? Свои или чужие? — Павел молча смотрел на них, не зная, что ответить.— Вдруг полицай? А может, немецкий староста со своей охраной. Это тоже не лучше». — Отвечайте, чего молчите,— настойчиво потребовал человек с наганом.
— Я из-под Орши,— чуть слышно произнес Дельцов.
— Как здесь очутился? [177]
— Очень просто... У немцев был, а потом ушел в лес. Вот и все.
— А под Оршей что делал? Дельцов ответил что-то невнятное и опять замолчал.
— Что-то ты путаешь, дядя. Говорить надо правду. Мы партизаны, от нас ничего не скроешь, все равно узнаем. Ясно? — Откуда это видно, что вы партизаны?
— Откуда видно, спрашиваешь? Не ты ли тот самый летчик, который вчера с парашютом опустился? Наши разведчики донесли, что он направился в лес. За ним мы и идем. Вот даже ему еду прихватили — изголодался ведь наверняка. Павел с трудом верил. Неужели это правда? Прямо, как в сказке.
— Да, вы не ошиблись,— решительно сказал Дельцов.
— А парень этот бежал из-под Минска. Он мой земляк, смоленский. Человек с наганом представился:
— Будем знакомы: я командир партизанской группы бригады имени Сталина Петр Харитонович Трипенюк.
— А я командир экипажа советского самолета Пе-2, летчик капитан Дельцов Павел Андреевич. Вы, наверное, видели, как наши самолеты бомбили переправу через Березину. Мой самолет фашисты сбили, пришлось спуститься с парашютом. Немцы меня поймали, к счастью, удалось убежать. Надеюсь, поможете мне вернуться в родной полк?
— Конечно поможем! Павел расстегнул изодранный, покрытый грязью хлопчатобумажный комбинезон. Под ним была гимнастерка с погонами. Петр Трипенюк увидел их и сказал партизанам:
— Смотрите, ребята, какие у наших погоны, ведь вы еще не видели. Завязался разговор. Партизаны сообщили Дельцову о гибели штурмана Анатолия Тимофеева и стрелка-радиста Виталия Попруги. Гитлеровцы расстреляли их в воздухе в тот момент, когда они приближались к лесу.
Павел тяжело вздохнул, обхватил голову руками.
Спустя два дня партизаны привели летчика Дельцова на посадочную площадку, что находилась в 25 километрах от лагеря. Прилетел связной самолет По-2 и [178] доставил его в расположение штаба 5-й ударной армии, а оттуда в штаб 3-го бомбардировочного авиакорпуса.
Комкор А. З. Каравацкий встретил летчика, как родного сына. Пригласил к себе. За ужином капитан Дельцов во всех подробностях рассказал о необычном боевом вылете и своих приключениях. Тепло прощаясь, генерал сказал: — Своими действиями в тылу врага, своим мужеством вы опровергли известную народную поговорку: один в поле не воин. Выходит, это не так. Вы доказали, что смелому и отважному не страшны никакие опасности. Еще раз искренне поздравляю вас с благополучным возвращением в родной полк. Желаю новых боевых успехов, крепкого здоровья!
...На КП 24-го полка обсуждали боевую обстановку. Враг огрызался злобно, и полку дорого обходилась каждая победа над ним. Неожиданно постучали в дверь.
— Товарищ подполковник, разрешите обратиться,— выпалил, вбежав в землянку, дежурный.
— Слушаю вас.
— Товарищ командир, Дельцов пришел...
— Дельцов? Где он? — раздалось несколько голосов, и все бросились ему навстречу.
— Вот я, товарищ командир,— ответил Павел.
— Живой, побит, правда, основательно.
— Послать за врачом,— приказал командир и не стал расспрашивать о подробностях. Лишь глубокой ночью Дельцов докладывал полковнику Соколову о выполнении боевого задания. Перед командиром полка лежали фотоснимки. Взглянув на них, Соколов спросил:
— Скажите, Павел Андреевич, в тот день вы, кажется, дважды заходили на цель. Не припомните ли, сколько было попаданий в переправу?
— Одно,— ответил капитан.
— Тогда почему же на фотопланшете ясно видны два попадания? Павел задумался.
— А, вспоминаю,— вдруг оживился он.
— Второе — это работа экипажа Рефиджана Сулиманова.
10.11.2024 года членами Гомельского областного поискового объединения "Нiколi не забудзем" вместе с юными помощниками Объединения (лицей МЧС) установили информационную табличку об аэродроме.
Табличку с такими словами в минувшие выходные добрушские поисковики установили вблизи райцентра, где в годы Великой Отечественной войны располагался аэродром
Желание оставить в памяти потомков не только место дислокации 24-го бомбардировочного Орловского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка руководитель областного общественного поискового объединения «Ніколі не забудзем» Николай Басенков вынашивал долго. Еще до создания объединения и эры Интернета он скрупулезно по крупицам собирал информацию о летчиках полка. И чем дальше, тем больше выяснялось подробностей в истории этого славного подразделения.
С 12 ноября 1943-го по 2 июля аэродром располагался северо-западнее Добруша вдоль опушки леса. 32 стоянки самолетов Пе-2, техническая стоянка, где проводились крупные ремонтные работы, штабные подразделения, командный пункт полка базировались вдоль окраины леса. Летный состав размещался в самом райцентре в районе улицы Советской.
Временные склады боеприпасов находились на заднем плане стоянок самолетов примерно в 50 метрах. Основной склад боеприпасов был в районе сегодняшних очистных сооружений. Сюда по железной дороге боеприпасы подвозились из тыла. На аэродром же доставлялись автотранспортом через Ипуть в районе впадения Хоропути в реку.
– А вы знаете, что летчики этого полка закрыли немцев в белорусском котле, одним удачным бомбометанием разрушив перед ними мост через Березину? – рассказывал он исторические факты юным помощникам поисковиков из Гомельского областного лицея.
26 июня 1944 года разведчики Пе-2 установили, что 4-я немецкая армия начала отход из района Орши и Могилева за Березину. Однако 4-я воздушная армия 2-го Белорусского фронта, в полосе действий которого отступала вражеская группировка, не имела для удара достаточно сил.
По указанию Ставки для оказания помощи соседу привлекли 3-й бомбардировочно-авиационный корпус из состава 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Вылетая с аэродромов близ Гомеля, «пешки» нанесли несколько эффективных ударов по скоплению гитлеровцев у переправ через Березину и по самим переправам. 29 июня эскадрилья капитана Рефиджана Сулиманова из того самого 24-го БАПа нанесла удар по мосту через Березину и прямым попаданием одной ФАБ-250 разрушила его.
С Добрушем связана и судьба геройского экипажа Пе-2 под командованием Героя Советского Союза Павла Дельцова. Его самолет при налете на переправу через Березину был сбит противником 28 июня. Сам самолет упал и сгорел, о судьбе экипажа ничего известно не было. Уже 7 июля капитан возвратился в часть и рассказал, что экипаж успел выброситься на парашютах, но в воздухе был расстрелян противником из стрелкового вооружения. Стрелок-радист старшина Виктор Попруга получил смертельное ранение в грудь, старший лейтенант Анатолий Тимофеев разбился при приземлении или был убит в момент прыжка из самолета.
Сам Павел Дельцов с боями дошел до Берлина. Последний боевой вылет совершил 30 апреля 1945 года на бомбардировку здания гестапо в Берлине. Всего к концу войны на счету героя было 289 боевых вылетов. Из них, как отмечено в летной книжке, на бомбометание войск противника с горизонтального полета – 145, на бомбометание войск противника с пикирования – 21, на свободную охоту – 39, на разведку войск и коммуникаций противника – 84. Общий налет часов на Пе-2 – 361.
Табличку с надписью, схемой расположения стоянок аэродрома и кодом, ведущим на сайт объединения, поисковики установили на опушке леса. Макет же аэродрома, сделанный Николаем Басенковым с воспитанниками Добрушской станции юных техников много лет назад, сейчас находится в комнате славы областного лицея МЧС. Люди в погонах, уверен руководитель объединения, лучше всех сохранят память о тех далеких событиях и передадут ее следующему поколению. _________________ С уважением, Николай Басенков.
Персональный сайт:
http://miklaby.ucoz.ru/
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах